Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ИСТОРИЯ ИЛЬИНСКОГО ХРАМА

Церковь святого Пророка Божия Илии впервые упоминается в Сотной 1552 г. как деревянная. Однако возведена она была намного ранее и является древнейшей церковью серпуховского посада.

После знаменитого пожара 1669 г., когда деревянные постройки города сгорели полностью, уничтоженный огнем приходской посадский храм в 1684 г. был вновь выстроен в камне. Через пятьдесят лет храм сильно обветшал и в 1747 году прихожане Ильинской церкви серпуховские купцы братья Петр и Михаил Еремеевичи Поповы, сыновья священника церкви Иеремии Стефанова, изъявили намерение ветхую Ильинскую церковь разобрать и на её месте выстроить вновь храм во имя святого Илии Пророка с приделом святой Екатерины, «и построя, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила повелевают».

Богатейшие люди Серпухова, имевшие свой двор в Москве, Ильинские-Поповы построили уникальный для Серпухова храм в традициях московского зодчества начала XVIII столетия. Несмотря на то, что строительство нового храма велось без промедления, и уже в 1748 г. здание церкви и придел святой великомученицы Екатерины были отстроены, богослужения в нем возобновились только в 1760 г. Строители церкви Поповы не смогли довести дело до конца «за пресечением жизни их». В церкви не было достаточной утвари, и поэтому она не была освящена. Богослужения совершались в теплом приделе св. вмч. Екатерины до тех пор, пока серпуховской купец Иван Николаевич Кишкин «оною новопостроенную церковь по обещанию своему церковными всякими утворями, чем надобно, всем дополнил и удовольствовал».

Выстроенная на средства братьев Поповых и Ивана Кишкина церковь святого Илии Пророка почти сто лет была одним из главных приходских храмов Серпухова. Но немногочисленный приход был не в состоянии поддерживать здание в благолепном состоянии, постройки ветшали, а церковных кошельковых и свечных денег не хватало на своевременный ремонт. В 1831 г. в трапезной частично упала на пол сгнившая деревянная кровля, и, хотя прихожане получили разрешение Московской духовной консистории на перекрытие кровли железом, ни священник храма Георгий Любимов, ни церковный староста мещанин Алексей Иванович Мачилин не смогли собрать средства на ремонт. В сентябре 1831 г. по решению консистории храм был закрыт. Для сбора средств, необходимых на ремонт храма, отец Георгий был вынужден собирать подаяния, пока вновь избранный приходом новый церковный староста купец Егор Сергиев Ефимов, а также купцы Иван Алексеевич и Алексей Иванович Плотниковы, Иван Иванович Попов и Николай Петрович Ефимов не согласились поправить ветхости храма «своим коштом».

Осенью 1832 г. указом Святейшего Синода Ильинская церковь была формально приписана к Крестовоздвиженской приходской церкви, а церковь Рождества Богородицы ранее приписанная к Ильинской, — к Казанской церкви. Впрочем, исполнение данного приказа приостановлено вплоть до времени, когда «священнические места будут иметь достойных для себя кандидатов». В церкви необходимо было починить цоколь и паперть под колокольней, в холодной церкви положить на стены новую штукатурку, перемостить деревянные полы, починить некоторые иконы, переделать ветхий иконостас в трапезе, и, наконец, переменить ветхие рамы. Долгое время храм простоял полуразрушенным. Как сообщал в Московскую духовную консисторию серпуховской благочинный, «а прихожане по бедности своей всего исправить в скорости, а особенно по нынешней во всём дороговизне не в состоянии». В 1844 — 47 гг. потомственные прихожане храма купцы Плотниковы отремонтировали здание церкви и выстроили на церковной земле дома для причта и сторожку. Самостоятельность храма и прихода были сохранены. Ильинская церковь украсилась лепниной по фасаду, которая удачно дополняет сдержанный, выделенный побелкой барочный декор. Тогда же центральный купол и купол колокольни украсили вазы с крестами, сменившие первоначальные луковичные главки.

Сохранившийся доныне главный иконостас храма был выполнен из бронзы в 1902 году мастерами московской фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий А. И. Кузьмичева по проекту Остроумова. Художественно-литургическая композиция внутреннего интерьера церкви создана в 1903 году художником Иосифом Волковым. В 1917 г. у храма было около 400 прихожан — в основном мещане и купцы Серпухова, проживающие по всему городу. Потомственными ктиторами храма были серпуховские потомственные почетные граждане и купцы из рода Плотниковых.

В 80-х годах ХХ века при настоятеле Архимандрите Иосифе Балабанове (ныне Митрополит Курганский и Белозерский) к южной стороне храма был пристроен Крестильный храм в честь образа Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших».

Ильинский храм, единственный из всех серпуховских храмов, избежал закрытия и разорения в советские годы.

«НЕУГАСИМАЯ ЛАМПАДА»

История храма Святого Пророка Божия Илии в городе Серпухове.
Авторы:
Полякова Елена,9б класс,
Купцов Артём,9б класс.


Руководитель: учитель русского языка и литературы Канивец Татьяна Константиновна.


Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Серпухов
Повествуется о единственном в городе храме, который не был разорён и осквернён в безбожные годы. Об уникальной архитектуре и иконах, сохранившихся до наших дней.

Актуальность исследования. В современном мире все чаще спорят о нравственности. Как воспитать из подрастающего поколения людей, способных решать не только сложные за-дачи в разных областях науки, но и тех, кто сможет прийти на помощь, защитить, пожа¬леть. Один из путей развития нравственного чувства - обращение к прошлому, уважение к деяниям предков, уважение к своей вере, истории, культуре.

Задача состоит в систематическом изучении исторических источников, посещении куль¬турно значимых исторических мест города.

Целью проекта является изучение уникального памятника прошлого - Ильинской церкви - которая была сохранена в страшные годы богоборчества.

Храм Святого пророка Божия Илии - один из древнейших на серпуховской земле. Уникальность его заключается в том, что это единственный храм в городе Серпухове, который избежал разорения и осквернения в безбожные годы. Таким образом, роль его в жизни города трудно переоценить. Все священнослужители Серпуховского благочиния считают Ильинскую церковь своей «колыбелью». Они все «вышли» из Ильинки, так ласково батюшки называют этот храм. Литургическая жизнь, молитва не прекращалась здесь ни на минуту, храм был светочем, «неугасимой лампадой» для многих и многих поколений серпуховичей.
Впервые упоминание о памятнике мы находим в Сотной князя Фуникова 1552 года. Однако возведена эта церковь намного раньше и является древнейшей постройкой серпуховского посада. Ильинский храм находился в самой населенной части посада: вокруг него(по Сотной книге Фуникова) стояло 58 дворов и было ещё 10 пустых дворовых мест. П. Ф.Симсон, обращая внимание на особую древность почитания Пророка Илии, называет его вообще «самой древней церковью».(С.146). Исключительным было расположение храма в средневековом Серпухове: в конце Егорьевской (Большой улицы, приводящей в Серпухов из Москвы, перед въездом в кремль.) К середине 17века туда перенесён городской торг. Отныне эта « церковь Св. Пророка Илии, что на торговой площади».
В 1684 году в числе первых городских храмов Ильинская церковь отстроена в камне. К 1747 г. при ней имелся придел во имя святой великомученицы Екатерины.
В1747-48гг.была построена ныне существующая каменная церковь на средства серпуховских купцов братьев Петра и Михаила Еремеевичей Ильинских-Поповых, сыновей священника этого храма Иеремии Стефанова. По обычаю того времени один из сыновей должен был заступить место своего отца, который был отставлен от службы «вдовым и престарелым» в1722 году. (В. и Г. Холмогоровы, с100-101).Богатейшие люди Серпухова, имевшие владения и в Москве - купцы Ильинские –Поповы построили уникальный для нашего города храм в традициях московского зодчества начала 18 века.
Особенность архитектуры Ильинской церкви заключается в сочетании традиционной для посадских церквей 17 века компоновки объёмов с ярусной композицией, отличающей приёмы зодчества эпохи Петра I. Стены высокого четверика завершаются характерными фигурными фронтонами. Богатый карниз, огибая фронтоны, усиливает пластическую выразительность фасадов. Особенно интересна стройная ярусная колокольня, стоящая над западным входом в церковь. Её выразительный объём, как бы составленный из ряда размещённых друг над другом элементов, разительно отличается от единого столпа соседней Троицкой церкви.(Ф. В.Разумовский. стр.118-119).
Но судьба храма была не так проста. Строители и благотворители церкви братья Поповы не смогли довести начатое дело до конца «за пресечением жизни их». В церкви не было достаточной утвари, и потому она не была освящена. Богослужения совершались только в теплом приделе святой великомученицы Екатерины до тех пор, пока серпуховской купец Иван Николаевич Кишкин «оную новопостроенную церковь по своему обещанию церковными утворями…дополнил и удовольствовал». (ЦИАМ, ф.203)
В годах храм находился в большой ветхости, потому что ни священник храма Георгий Любимов, ни церковный староста Алексей Иванович Мачилин не смогли собрать средства на ремонт кровли. В церкви необходимо было починить цоколь и паперть под колокольней, в холодной части положить на стены новую штукатурку, перемостить деревянные полы, починить некоторые рамы. И вот в 1844-47 годах потомственные прихожане храма купцы Плотниковы отремонтировали здание церкви и выстроили на церковной земле дома для причта и сторожку. Ильинская церковь украсилась лепниной по фасаду, которая удачно дополняет сдержанный, выделенный побелкой барочный декор. Тогда же центральный купол и купол колокольни украсили вазы с крестами, сменившие первоначальные луковичные главки. Эти вазы, видимо, на самом деле изображают литургическую Чашу, священный сосуд для причащения верующих.
В1852-53 годах храм получает существенную поддержку: пожертвованы большой колокол весом более чем в 200 пудов неизвестным вкладчиком и другой весом свыше 100 пудов серпуховским купцом Ильёй Петровым Солодовниковым. Старостой церковным в это же время был Николай Егоров Плотников. (ЦИАМ, ф.454)
Интерьер церкви типичен для приходских зданий Серпухова и включает трапезную, отделяемую от собственно храма аркой. Интересным представляется факт захоронения под церковными полами в Ильинской церкви. Такого старинного захоронения нет ни в одном храме города. В1723 г. схимник Иосиф, священник этого храма, был похоронен под спудом, и сейчас его надгробие сохранилось. Оно представляет чугунную плиту, которая находится в трапезной справа, под киотом иконы Божией Матери Взыскание погибших. Сохранившийся доныне главный иконостас был выполнен из бронзы в 1902 г. мастерами фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий А. И.Кузьмичёва по проекту художника Остроумова. Художественно – литургическая композиция внутреннего интерьера церкви создана в 1903 г. художником Иосифом Волковым.
Сегодня нет особой нужды говорить о значении всех серпуховских храмов в общей картине прошлого и настоящего нашего города. Место Ильинского храма всегда будет особым. Неугасимая лампада Серпухова должна светить всем нам и будущим поколениям.
Литература.
1.П. Симсон. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М.,1880-репринт 1992г.
2.В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины Московской губернии. М.,1896г.
3.Ф. В.Разумовский. Художественное наследие Серпуховской земли. М.,1992г.
4.Центральный исторический архив г. Москвы.(ЦИАМ).
5.А. Д.Пилипенко(СИХМ).Храмы г. Серпухова по данным общероссийской переписи церковных памятников гг. Храмы Серпухова в XVII-XXвв.: новые данные.