Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Успенский храм

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ

 

Московская обл., г. Серпухов, ул. Володарского, д. 2а

 

В посаде, который примыкает к Серпуховскому кремлю, но расположен выше по течению р. Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит храм Успения Пресвятой Богородицы. Деревянный храм Успения на этом месте впервые упоминается в 1620 г. в Дозорных книгах Патриаршего Казённого приказа. Это материалы переписи, проведённой Иваном Васильевым сыном Всеволодским при участии серпуховского духовного начальства, и, в частности, «поповского десятского успенского попа Никифора». Тогда в приходе Успения числилось всего 10 дворов. По данным же 1653 г., приход насчитывал 21 двор, а в 1703 г. — 15 дворов и сдавал внаём две лавки на церковной земле, соседствовавшей с городским торгом (доход этот шёл на закупку богослужебного вина, ладана и воска) (1). Есть сведения, что в конце XVII в. при Успенском храме был уже придел во имя св. апостола Иоанна Богослова(2).

 

26 апреля 1737 г. священник серпуховского храма Успения о. Василий Евтихиев(3) «с приходскими людьми» обращаются в Синодальный Казённый приказ с просьбою перенести старую деревянную церковь, а на месте её построить новую, каменную. 2 мая того же года прошение их было удовлетворено(4), и к 1744 г., «тщанием прихожан», построена каменная Успенская церковь с тёплым Иоанно-Богословским приделом(5). С 1804 по 1869 г. к церкви Успения была приписана стоявшая через дорогу от неё Преображенская церковь(6). В 1817 г. в Успенском храме из-за «удара грома» случился пожар, повредивший его кровлю.

 

В 1854 г. на средства потомственного почётного гражданина Николая Максимовича Коншина (1798-1853 гг.) построено современное здание Успенской церкви(7). Смета на ее строительство 3 марта 1845 г. была подписана архитектором Таманским, который, видимо, и является автором(8). Скорее всего, это Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.), причастный к строительству храма Николы Белого в Серпухове (1833-1857 гг.), ученик М. Ф. Казакова и реставратор Московского Кремля. Для стиля И. Т. Таманского было характерно сочетание классицизма с готическими и древнерусскими мотивами.

 

Отныне в храме три придела: иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в колокольне — преподобного Николы Святоши (возможно, тезоименитого святого храмоздателя). Храм Успения — ранний образец русского архитектурного историзма 2-й пол. XIX в. Строгая геометрика его объёмов под чисто внешним узорочьем декора — еще не изжитое наследие стиля ампир. Белокаменная резьба и лепнина фасадов воспроизводят мотивы русских иконостасов конца XVII столетия. Внутри храма сохраняются росписи в академической манере.

 

Коншины — крупнейшие промышленники Серпухова 2-й пол. XIX — нач. ХХ в., в нескольких поколениях были старостами Успенской церкви и оказывали ей немалую помощь — в частности, ежегодно вносили деньги «на удержание дьяконской должности» при храме(9). В 1917 г. Успенский приход составляли 316 жителей и 357 жительниц г. Серпухова в 69 дворах(10).

 

 Известно, что с 1910 по 1915 г. псаломщиком в Успенском храме состоял Харьковской губернии казак Чмель Кирилл Харитонович (1879-1937 гг.). Впоследствии, окончив Духовную семинарию и став священником, отец Кирилл служил в храме Иоакима и Анны г. Можайска. Арестован 14 ноября 1937 г. и расстрелян на Бутовском полигоне 2 декабря 1937 г.

 

Одним из последних настоятелей Успенского храма был протоиерей Сергий Петрович Ключарев (1871-1923 гг.) — потомственный священник, сын протоиерея Петра Ключарева. В 1915 г. священник Сергий стал настоятелем Крестовоздвиженского храма, затем, в 1920-е гг. — Успенского, также служил в Казанском храме Серпухова. До революции состоял членом Епархиального училищного Совета. За активную и успешную преподавательскую деятельность награжден памятной медалью к 25-летию ЦПШ. Женат на родной сестре серпуховского священника Ивана Владимировича Доброхотова. Сам отец Сергий до репрессий не дожил, скончавшись в 1923 г. от дизентерии, но семья его подверглась гонениям. Младшая дочь Екатерина, не выдержав издевательств в школе, когда ее заставляли снять крест и отречься от отца, лишилась рассудка. Муж старшей дочери Анны Сергеевны Карл Петрович Порет (латыш по национальности) арестован и расстрелян в Бутово 23 марта 1938 г.

 

Некоторое время просфорницей Успенского храма была вдова протоиерея Алексия Петровича Боголепова Мария Павловна Боголепова (1845 г. р.), дочь священника Павла Владыченского. Дети супругов Боголеповых оставили заметный след в церковной истории Серпухова. Два сына стали священниками: Александр (1868 г. р.) служил во Всехсвятском храме, Николай (1869 г. р.) — в Спасском храме на Занарском кладбище. Одна из дочерей Марии Павловны и отца Алексия, Елена Алексеевна, стала супругой священника храма Спаса Нерукотворного Владычного монастыря Иакова Ивановича Бриллиантова, причисленного к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Еще одна их дочь — Боголепова Ольга Алексеевна стала фельдшером высокой квалификации, работала в хирургическом отделении Серпуховской больницы на «Красном текстильщике», была ассистентом на операциях известного хирурга Юдина. За чтение Псалтири в храме, по доносу, была осуждена на ссылку в Караганду на медные рудники. В ссылке работала фельдшером. После реабилитации отказалась вернуться в Серпухов, заявив: «Я своих шахтериков не брошу!».

 

Храм Успения был закрыт в 1930-е гг. С 1999 г. храм возвращён Русской Православной Церкви. В процессе восстановления внутреннего убранства храма были отреставрированы старые оригинальные фрески, пришедшие в неудовлетворительное состояние за длительное время использования храма в качестве склада. Потребовалась не только расчистка и укрепление оригинального красочного слоя, но и восстановление достаточно больших полностью утраченных фрагментов. При этом очень важно было соблюсти стилистическое единство манеры русской академической живописи конца XIX века. Владимир Артемьев, выполнявший эту работу, по единодушному мнению специалистов, с этой задачей блестяще справился. Кроме того, в надалтарной части храма, там, где прежде размещался утраченный в настоящее время иконостас, он написал большую многофигурную композицию «Покров Пресвятой Богородицы» с предстоящими святыми. По композиционному решению и манере исполнения она так же органично вписалась в живописное убранство храма.

 

Здесь вы можете увидеть алтарь Успенского храма.

 

Престольные праздники:

 

Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа.

 

Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — 6 ноября.

 

Св. ап. Иоанна Богослова — 21 мая, 9 октября.

 

Прп. Николы Святоши — 11 и 27 октября.

 

П р и м е ч а н и я:

 

1.        Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 96- 97.

2.        В акте того времени, хранившимся в XIX в. ризнице Владычного монастыря, серпуховской пушкарь Богдан Матвеев сын Авцын показывает, что он владеет торговым местом «на государевой на оброчной земле, а не на церковной Богословской и Успенской». Затем Авцын сообщает, что  «слухом слышал», будто некогда на этом же месте была и «церковь Ивана Богослова». Других известий о таком храме в Серпухове пока что нет. – Симсон П. Ф. Симсон. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 208.

3.        Насколько нам о нём известно – человек сложной судьбы. 29 сентября 1731 г., по ходатайству жены, Василий Евтихиев освобождён «из Владычня монастыря из под начальства» — где содержался по обвинению в том, что «стал в попы подложно» ко храму Успения: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 97. Однако в 1747-1748 гг., оставаясь успенским священником, он был управителем Серпуховского духовного правления: ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 737. Оп. 1. Д. 9. Л. 2-2об.; Д. 10. Л. 3; Д. 12. Л. 2а-об.

 

4.        Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 97-98.

5.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 34.

6.        Там же,  Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. С. 67.

7.        Там же. Ф. 203. Оп. 426. Д. 3.

8.        Там же,  Л. 30.

9.        Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 199.

10.     Там же. Ф. 203. Оп. 426. Д. 3. Л. 36об;.Там же.Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 207.